Стиль Сётокан и мастер Фунакоси Гитин
СЁТОКАН (松 濤 館) наименование каратэ-додзё мастера Фунакоси Гитина. Стиль каратэ Фунакоси называли «сёто», а «кан» означает «дом» или «храм». Однако «Сётокан» мастера Фунакоси вовсе не идентичен стилю «Сётокан-рю», созданному впоследствии Накаямой Масатоси и Японской ассоциацией каратэ (JKA). После возвращения мастера Масатоси Накаямы из Китая тот также создал свой центр Сётокан, занявшийся распространением спортивного каратэ, получившего то же самое название — «Сётокан». Это название Масатоси Накаяма позаимствовал у школы, основанной когда-то мастером Фунакоси.
В первые годы своей преподавательской деятельности в Японии (1921- 1930) мастер Фунакоси с трудом мог приспособиться к необычной для себя обстановке. Некоторые из его учеников начали вносить изменения в каратэ, следуя своим собственным представлениям о боевом искусстве; между ними стали разгораться конфликты, погасить которые не удавалось. Оцука Хиронори, самый известный в то время ученик мастера Фунакоси, уже подумывал о том, как бы уйти от мастера, поскольку ему не нравились строгие предписания Фунакоси, и он считал, что запрет на использование новых атакующих приемов лишь тормозит развитие каратэ и мешает ему самому реализовать собственную концепцию боевого искусства. Фунакоси высоко ценил Оцуку, ведь они являлись единомышленниками по многим принципиальным вопросам и были одинаково сильны в боевом искусстве. Однако Фунакоси не сумел удержать у себя Оцуку; тот ушел от мастера, чтобы создать свой собственный стиль, впоследствии названный «Вадо-рю». В то время Оцука считал, что Фунакоси лишь мешает ему достичь совершенства, поскольку категорично запрещает вносить в боевое искусство элементы кумитэ (поединка). Кроме того, между Оцукой и сыном мастера, Фунакоси Ёситакой, развернулось острое соперничество, ведь Ёситака стал к тому времени одним из ведущих мастеров Сётокан – додзё. Однажды дело дошло до открытого противостояния между ними. Причиной конфликта явилось несправедливо резкое высказывание Ёситаки о статье, опубликованной одним из мастеров Годзю-рю. После этого конфликта Оцука навсегда покинул школу. Многие из великих японских мастеров каратэ в разное время занимались в додзё Фунакоси. Постепенно подросли новые мастера, достойно представлявшие каратэ стиля Сётокан после ухода из школы Оцуки. К ним принадлежали в первую очередь, Симода Такэси, Обата Исао, Этами Сигеру, Ногути Хироси и Хирониси Гэнсин. Все они — вместе с Фунакоси Ёситакой – стали ведущими инструкторами школы Сётокан. Благодаря им стиль Сюри-тэ начал превращаться в известный нам сегодня стиль Сётокан. Именно мастера школы Сётокан 1930-х воспитали тех учеников, что после Второй мировой войны превратили каратэ в спортивную дисциплину (Масатоси Накаяма, Хидэтака Нисияма). Многие из них считали себя подлинными преемниками Фунакоси, достойно представляющими его боевое искусство, хотя каратэ в их исполнении далеко стоит от концепции Фунакоси.
Наиболее ярким представителем второго поколения мастеров школы Сётокан является Фунакоси Ёситакой. Сам Фунакоси Гитин преподавал вплоть до 1930-х, хотя к тому времени у него уже было несколько ассистентов, руководивших клубами, созданными при различных университетах. Поколение 1930-х было, действительно, последним поколением мастеров каратэ, непосредственно учившихся у Фунакоси Гитина — после войны он лишь изредка занимался преподаванием. Камата Тосио, начавший изучать каратэ в тридцатые годы, вспоминает: «Когда я стал заниматься под руководством Фунакоси, ему было уже 70 лет, и его тело ссутулилось от старости. Он демонстрировал различные приемы, действуя не очень быстро, а также давал указания ученикам. Его движения уже нельзя было назвать отточенными, однако он по-прежнему мог точно указать то, что требовалось. Таким образом, мы четко понимали, к чему стремился мастер». В 1935 г. вышла книга «Каратэ-дo кёхан», а в 1936 г. в токийском квартале Мэйдзюро открылась школа Сётокан – додзё — первая частная школа каратэ, в которой работали именитые инструкторы и настоящий учитель каратэ. Эта школа пользовалась хорошей репутацией в высших кругах Токио, ведь мастер Фунакоси очень тщательно подбирал своих учеников. Старшие ученики Фунакоси продолжали преподавать каратэ в университетах, где были созданы свои собственные клубы каратэ. Главная школа каратэ (хомбу-додзё) в отличие от этих клубов – была организована очень тщательно; она занимала в Токио привилегированное положение. Мастер Фунакоси всегда стремился поддерживать отношения со столичными интеллектуалами, поэтому многие ученики Сётокан – додзё стремились заниматься не только атлетической подготовкой, но и искусством. В середине 1930-х Фунакоси перестал вести занятия в хомбу-додзё, поручив руководство тренировочным процессом своим ассистентам. Теперь в хомбу-додзё стиля Сётокан вел занятия его сын Фунакоси Ёситака. Под руководством Ёситаки боевые упражнения на тренировках стали более жесткими и интенсивными, однако лишь в 1943 г. в практику тренировочных занятий было введено упражнение «гохон кумитэ», позднее — «санбон кумитэ» и, наконец, «иппон кумитэ».
В годы войны занятия каратэ прервались из-за того, что состав учеников додзё постоянно менялся, поскольку многих призывали на военную службу. Немало блестящих мастеров каратэ погибло в годы Второй мировой войны, а вскоре после японской капитуляции умер и сын Фунакоси – Ёситака. Лишь через несколько лет возобновились занятия каратэ. К этому времени Фунакоси Гитину уже исполнилось 80 лет, и он не мог, конечно, ничего сделать для восстановления додзё. Тем не менее его имя по-прежнему было необычайно притягательно для многих учеников, тренировавшихся после возобновления занятий под руководством различных мастеров. Тогда некоторые из учеников Фунакоси, взывая к имени мастера, попытались объединить группы занимающихся каратэ стиля Сётокан, созданные при различных университетах страны. Однако эта попытка не удалась. В ближайшие годы возникли несколько центров развития каратэ стиля Сётокан созданный Эгами Сигеру (Сётокай) и Накаямой Масатоси Японская ассоциация каратэ (JKA), которые соперничали друг с другом. Все они считали основателем своего направления Фунакоси Гитина и притязали на право считаться единственными преемниками его стиля. Мастер НАНГО пишет в своей книге: «Мастер Фунакоси оставил стиль Сётокан, но странно, что никто из мастеров этого стиля не сумел точно воспроизвести его приемы – воистину никто. К концу жизни мастера Фунакоси его ученики изменили все его приемы. Все его каратэ изменилось, как будто изгладился даже его след. Все, что осталось, это название «Сётокан» и названия, которые он дал старым ката. Я могу представить себе, какую горечь он, должно быть, испытывал в конце своей жизни, когда видел, что приемы, которым он так долго обучал, теперь утрачены».