Стиль Сётокан и мастер Фунакоси Гитин

СЁТОКАН (松 濤 館наиме­нование каратэ-додзё мастера Фунакоси Гитина. Стиль каратэ Фунакоси называли «сёто», а «кан» означает «дом» или «храм». Однако «Сётокан» мастера Фунакоси вовсе не идентичен стилю «Сётокан-рю», созданному впоследствии Накаямой Масатоси и Япон­ской ассоциацией каратэ (JKA). После возвращения мастера Масатоси Накаямы из Китая тот также создал свой центр Сётокан, занявшийся распространением спор­тивного каратэ, получившего то же са­мое название — «Сётокан». Это название Масатоси Накаяма позаимствовал у школы, основанной когда-то мастером Фуна­коси.

В первые годы своей преподаватель­ской деятельности в Японии (1921- 1930) мастер Фунакоси с трудом мог приспособиться к необычной для себя обстановке. Некоторые из его учеников начали вносить изменения в каратэ, следуя своим собственным представле­ниям о боевом искусстве; между ними стали разгораться конфликты, погасить которые не удавалось. Оцука Хиронори, самый известный в то время ученик мастера Фунакоси, уже подумы­вал о том, как бы уйти от мастера, по­скольку ему не нравились строгие предписания Фунакоси, и он считал, что за­прет на использование новых атакую­щих приемов лишь тормозит развитие каратэ и мешает ему самому реализо­вать собственную концепцию боевого искусства. Фунакоси высоко ценил Оцуку, ведь они являлись единомыш­ленниками по многим принципиаль­ным вопросам и были одинаково сильны в боевом искусстве. Однако Фуна­коси не сумел удержать у себя Оцуку; тот ушел от мастера, чтобы создать свой собственный стиль, впоследствии на­званный «Вадо-рю». В то время Оцука считал, что Фунакоси лишь мешает ему достичь совершенства, поскольку категорично запрещает вносить в боевое ис­кусство элементы кумитэ (поединка). Кроме того, между Оцукой и сыном ма­стера, Фуна­коси Ёситакой, развер­нулось острое соперничество, ведь Ёситака стал к тому времени одним из веду­щих мастеров Сётокан – додзё. Однажды дело дошло до открытого противостоя­ния между ними. Причиной конфликта явилось несправедливо резкое выска­зывание Ёситаки о статье, опубликованной одним из мастеров Годзю-рю. После этого конфликта Оцука навсегда покинул школу. Многие из великих японских мастеров каратэ в разное вре­мя занимались в додзё Фунакоси. По­степенно подросли новые мастера, достойно представлявшие каратэ стиля Сётокан после ухода из школы Оцуки. К ним принадлежали в первую очередь, Симода Такэси, Обата Исао, Этами Сигеру, Ногути Хироси и Хирониси Гэнсин. Все они — вместе с Фуна­коси Ёситакой – стали веду­щими инструкторами школы Сётокан. Благодаря им стиль Сюри-тэ начал превращаться в известный нам сегодня стиль Сётокан. Именно мастера школы Сётокан 1930-х воспитали тех учеников, что после Второй мировой войны превратили каратэ в спортивную дисциплину (Масатоси Накаяма, Хидэтака Нисияма). Многие из них считали себя подлинными преемниками Фу­накоси, достойно представляющими его боевое искусство, хотя каратэ в их исполнении далеко стоит от концеп­ции Фунакоси.

Наиболее ярким представителем вто­рого поколения мастеров школы Сёто­кан является Фуна­коси Ёситакой. Сам Фунакоси Гитин преподавал вплоть до 1930-х, хотя к тому времени у него уже было несколько ассистентов, руководивших клубами, созданными при различных университетах. Поко­ление 1930-х было, действительно, последним поколением мастеров каратэ, непосредственно учившихся у Фуна­коси Гитина — после войны он лишь изредка занимался преподаванием. Камата Тосио, начавший изучать каратэ в тридцатые годы, вспоминает: «Когда я стал заниматься под руководством Фунакоси, ему было уже 70 лет, и его тело ссутулилось от старости. Он демонстрировал различные приемы, действуя не очень быстро, а также да­вал указания ученикам. Его движения уже нельзя было назвать отточенными, однако он по-прежнему мог точно ука­зать то, что требовалось. Таким обра­зом, мы четко понимали, к чему стремился мастер». В 1935 г. вышла книга «Каратэo кёхан», а в 1936 г. в токийском квартале Мэйдзюро открылась школа Сётокан – додзё — первая частная школа каратэ, в которой рабо­тали именитые инструкторы и настоя­щий учитель каратэ. Эта школа пользовалась хорошей репутацией в высших кругах Токио, ведь мастер Фуна­коси очень тщательно подбирал своих учеников. Старшие ученики Фунакоси продолжали преподавать каратэ в уни­верситетах, где были созданы свои собственные клубы каратэ. Главная школа каратэ (хомбу-додзё) в отличие от этих клубов – была организована очень тщательно; она занимала в То­кио привилегированное положение. Мастер Фунакоси всегда стремился поддерживать отношения со столич­ными интеллектуалами, поэтому мно­гие ученики Сётокан – додзё стремились заниматься не только атлетичес­кой подготовкой, но и искусством. В середине 1930-х Фунакоси перестал вести занятия в хомбу-додзё, поручив руко­водство тренировочным процессом своим ассистентам. Теперь в хомбу-додзё стиля Сётокан вел занятия его сын Фунакоси Ёситака. Под руковод­ством Ёситаки боевые упражнения на тренировках стали более жесткими и интенсивными, однако лишь в 1943 г. в практику тренировочных занятий бы­ло введено упражнение «гохон куми­тэ», позднее — «санбон кумитэ» и, наконец, «иппон кумитэ».

В годы войны занятия каратэ прерва­лись из-за того, что состав учеников додзё постоянно менялся, поскольку многих призывали на военную службу. Немало блестящих мастеров каратэ погибло в годы Второй мировой вой­ны, а вскоре после японской капитуля­ции умер и сын Фунакоси – Ёситака. Лишь через несколько лет возобнови­лись занятия каратэ. К этому времени Фунакоси Гитину уже исполнилось 80 лет, и он не мог, конечно, ничего сде­лать для восстановления додзё. Тем не менее его имя по-прежнему было нео­бычайно притягательно для многих учеников, тренировавшихся после во­зобновления занятий под руководст­вом различных мастеров. Тогда некоторые из учеников Фунакоси, взывая к имени мастера, попытались объеди­нить группы занимающихся каратэ стиля Сётокан, созданные при различ­ных университетах страны. Однако эта попытка не удалась. В ближайшие годы возникли несколько центров развития каратэ стиля Сётокан созданный Эгами Сигеру (Сётокай) и Накаямой Масатоси Япон­ская ассоциация каратэ (JKA), которые соперничали друг с другом. Все они считали основателем своего направления Фунакоси Гитина и притязали на право считаться единствен­ными преемниками его стиля. Мастер НАНГО пишет в своей книге: «Мастер Фунакоси оставил стиль Сётокан, но странно, что никто из мастеров этого стиля не сумел точно воспроизвести его приемы – воистину никто. К концу жизни мастера Фунакоси его ученики изменили все его приемы. Все его каратэ изменилось, как будто изгладился даже его след. Все, что осталось, это название «Сётокан» и названия, кото­рые он дал старым ката. Я могу пред­ставить себе, какую горечь он, должно быть, испытывал в конце своей жизни, когда видел, что приемы, которым он так долго обучал, теперь утрачены».