Фунакоси Гитин отец и основатель Cётокан каратэ-до
Фунакоши Гичин родился 10 ноября 1868 года в Ямакаве, Сури, префектура Окинава. Он был единственным сыном в семье простого самурая, принадлежавшей к тогдашнему привилегированному классу (сидзоку). Отец Фунакоси был знатоком искусства обращения с окинавской боевой палкой.
В детстве Фунакоси жил у своего деда Гифу, известного конфуцианского ученого. Еще в школе он встретил мастера Адзато Анко, который придерживался традиций Мацумуры, и начал учиться у него каратэ. Для юного Фунакоси то было трудное время, и все-таки в своей книге «Каратэ-до, мой путь» он взволнованно пишет о годах своей молодости, когда ему довелось не только пережить суровые лишения, но и познать дружбу, связавшую его с учителями, к которым он был привязан вплоть до их кончины. В те же годы он втайне занимался каратэ. Ради этих занятий он приходил к учителям по ночам. Каждый вечер он шел к дому своего учителя Адзато, и тренировка зачастую длилась до утра. Она заключалась лишь в повторении элементов ката, но ничто не могло заставить учителя хотя бы раз отказаться от этого. Фунакоси вспоминает, что временами он испытывал глубочайшее отчаяние; ему казалось унизительным и впредь заниматься этим упражнением. Однако его воспитание заключалось именно в том, чтобы он научился преодолевать эти подступавшие к нему чувства.
В гостях у Адзато часто бывал мастер Итосу, и пока Фунакоси разучивал то же самое ката, Адзато и Итосу беседовали о философских аспектах боевого искусства. Однако как Фунакоси ни старался расслышать, что же они говорили, ему не удавалось это. Всякий раз учитель Адзато напоминал ему, что надо продолжать упражнение, ругая его и избегая хвалить. Так прошло несколько лет. Система обучения ничуть не изменилась. Верный своему принципу изучать каждую ката (xumo ката саннэн) не менее трех лет, учитель начинал обучать его новой ката лишь после того, как он достаточно хорошо усваивал предыдущую ката. Фунакоси писал, что в течение десяти лет он каждый день разучивал элементы «тэкки ката», прежде чем его учитель остался им доволен.
В 1888 г. Фунакоси сдал экзамен на должность помощника учителя и стал работать в школе в Сури. Однако в 1891 г. он был переведен в Наху и повышен в должности, став главным школьным учителем. Несмотря на этот переезд, его отношения со своими учителями сюри-тэ — Адзато и Итосу — не прервались, хотя теперь он занимался у новых учителей: в Нахе – у Хигасионны и Арагаки. а в Сури — у Киюны и Мацумуры Набэ.
В 1901-1902 гг., когда школу в Нахе инспектировал школьный комиссар японской провинции Кагосима, господин Синтаро Огава, Фунакоси организовал показ приемов каратэ. В министерстве культуры в Токио, ознакомившись с отчетом школьного комиссара, решили ввести преподавание каратэ в учебную программу окинавских школ, после чего мастер Итосу создал Пинан ката (Хэйан). В последующие годы Фунакоси играл все более заметную роль, знакомя японцев с окинавским каратэ. Знатоки боевых искусств Японии все чаще интересовались окинавским боевым искусством — тем более, что смягчившаяся политическая обстановка благоприятствовала раскрытию тайн острова Окинава.
В течение 30 лет Фунакоси работал школьным учителем, но потом подал рапорт об увольнении и целиком посвятил себя боевым искусствам. Сначала он совершил турне по Окинаве (1913) вместе с труппой, участвовавшей в показательных выступлениях. В состав этой труппы входили Мотобу, Мабуни, Кьян, Гусукума, Исикава и Токомура.
В 1916 г. Фунакоси поехал в Киото и там продемонстрировал технику каратэ, фактически впервые за триста лет познакомив японцев с окинавским каратэ. Шестого марта 1921 г. японский наследный принц Хирохито прибыл на Окинаву, и в его честь были вновь продемонстрированы приемы каратэ.
Принц, человек весьма воинственных устремлений, был восхищен этой демонстрацией, что в конечном итоге решило судьбу каратэ. Общественное мнение было сформировано, каратэ получило официальное признание в высших слоях общества.
В 1922 году Фунакоси приехал в Токио для участия в первом национальном фестивале спорта, организованном министерством образования, и познакомился с патриархом дзюдо Кано Дзигоро. Обращение к Кано не было случайным. Фунакоси шел на поклон не только к отцу дзюдо, но и к президенту Японской атлетической Ассоциации, президенту Японского общества Физического воспитания – фактически к человеку, от слова которого зависела судьба любого нового вида физического воспитания в Японии в Японии. Кано пригласил Фунакоси в Кодокан для показательных выступлений по каратэ и был очарован интеллигентным и грамотным мастером с Окинавы. Заручившись моральной поддержкой Кано в деле развития и пропаганды каратэ, Фунакоси решил не возвращаться на Окинаву и остаться в Токио. Жена Фунакоси отказалась последовать за ним, сославшись на верность традициям, предписывающим жить около могил предков.
В 1922 году в Токио вышла в свет первая книга Фунакоси «Рюкю кэмпо каратэ. Название весьма примечательное – здесь подчеркивается, с одной стороны, окинавское происхождение каратэ, а с другой стороны, его генетическая связь с Китаем.
Скопив немного денег, Фунакоси открыл первый крошечный зал при храме Мэйсёдзоку, который содержал за свой счет. Его усилия не прошли даром, и у него появились первые ученики. В сентябре 1924 Фунакоси открыл клуб каратэ в университете Кэйо. В 1925 году написал новую, переработанную версию своей первой книги, уже под другим названием – «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» – (Искусство каратэ для закалки тела и духа и для самозащиты).
Уже в 1926 году открылся второй клуб при Токийском университете в Итико. С 1927 года начали действовать группы каратэ в университетах Васэда, Такусёку, СёДай, Хитоцубаси. К 1930 году в одном лишь Токио было открыто около тридцати залов, находящихся под руководством непосредственно Фунакоси. Мастер работал сутками, проводил по несколько тренировок в день в разных концах города, писал статьи, работал над новой книгой, которая должна была завершить создание концепции «нового» каратэ. Дабы стимулировать учеников к поэтапному продвижению в каратэ, в 1926 году он, по аналогии с дзюдо, ввел жесткую систему званий – ученических (кю) и мастерских (данов), присуждая с первого дана черный пояс как знак высшего мастерства.
1930-е годы были очень напряженными для Фунакоси – от него ушел один из лучших учеников Оцука Хиронори, впоследствии создавший стиль Вадо-рю.
В 1930 году Фунакоси официально назначил своего сына Ёситаку шеф-инструктором престижного университета Васэда, где располагалась одна из самых крупных школ каратэ.
Термин каратэ-до (каратэ, как духовный путь) появился у Фунакоси только в 1935 году в книге «Каратэ-до Кёхан». Иероглиф «до» он принял под влиянием дзюдо, где была разработана концепция боевого искусства как пути жизни. Именно в середине 1930-х годов Фунакоси завершил создание теоретической базы своего боевого искусства.
В 1935 реализовалась давняя мечта Фунакоси, которую он лелеял много лет, – он построил собственный зал в квартале Мэйдзюро в Токио. Его сооружение было закончено к середине 1936 года. Зал получил название «Сётокан». Именно под псевдонимом «Сёто» писал когда-то Фунакоси свои стихи в подражание древним китайским поэтам. Иероглиф «Сё» буквально означает «сосна», иероглиф «То» – «море». С этого момента его зал и стиль каратэ назывался «Зал сосны и моря» или «Зал мастера Сёто».
Весной 1945 года зал Сётокан был до основания разрушен во время американского авианалета. Погибли многие архивы и записи Фунакоси. В этом же году умер от туберкулеза его сын и первый помощник Ёситака. После войны Фунакоси решил вернуться на Окинаву, но остров оккупировали американцы. По приказу командующего оккупационными американскими войсками генерала Макартура многие жители Окинавы были переселены в Японию, и вместе с ними приехала жена Фунакоси. Уже пожилая супружеская пара, наконец, после 25-летней разлуки воссоединилась и поселилась в городке Оита на острове Кюсю, но, увы, семейному счастью суждено было длиться недолго – осенью 1947 года жена Фунакоси умерла.
Умер Гитин Фунакоси в Токио 14 ноября 1957 года.