Су-Ха-Ри
По традиции процесс изучения делится на несколько стадий. В своей «Книге пяти колец» Миято Мусаси пишет о пяти уровнях. В учении дзэн секты Риндзай говорится о десяти ступенях тренировки. Некоторые дзэн-мастера считали, что таких ступеней 12 или 15. Сэкиун, знаменитый мастер меча XVII в., выделил 3 стадии, которые с тех пор берутся за основу всеми японскими видами боевых искусств.
Эти стадии своеобразного прогресса в занятиях боевыми искусствами, а также отношений между учеником и учителем описываются забавным термином Су-Ха-Ри.
Иероглиф «Су» может означать как «защищать», так и «подчиняться». Такое двойственное значение как нельзя лучше подходит для описания взаимоотношений, связывающих ученика и учителя на ранних стадиях, когда они больше похожи на отношения отца и сына. Ученик должен впитывать все, что говорит ему учитель, стремиться учиться и с готовностью принимать все замечания и конструктивную критику. Учитель же должен оберегать ученика, то есть заботиться о его интересах и подбадривать точно так же, как родители пекутся о своем чаде. «Су» подчеркивает преемственность, когда в каждого ученика закладываются твердые основы для будущего обучения и все ученики выполняют технику максимально одинаково, какими бы разными они ни были по характеру, телосложению, возрасту и способностям. В популярной литературе «Су» символизируется яйцом с твердой скорлупой. Смысл очевиден: форма техники должна оберегаться.
Иероглиф «Ха» тоже имеет двойное значение: «отламывать» или «раздражать». Иногда, достигнув уровня черного пояса, ученик начинает «отламываться» двумя способами. С точки зрения техники, ученик норовит отойти от основ и применяет усвоенные базовые навыки по-новому, более раскрепощенно и изобретательно. В технике начинает проявляться личность ученика. На более глубоком уровне ученик освобождается от опеки учителя, задается вопросами и полагается больше на собственный опыт. Для учителя этот период может быть сопряжен с раздражением, потому что теперь общение с учеником состоит из сплошных вопросов. На этапе «Ха» отношения между учителем и учеником сродни отношениям между отцом и повзрослевшим сыном: учитель по-прежнему мастер боевого искусства, а его ученик уже может стать учителем для других. Символически эта стадия обычно представляется в виде птенца, вылупляющегося из яйца. Скорлупа взломана.
На стадии «Ри» ученик, ставший коданса (более высокий дан), отделяется от учителя, переняв все его знания. Это вовсе не означает, что ученик и учитель больше не общаются. Скорее, напротив, теперь их связывают еще более прочные узы, чем прежде, как между отцом, ставшим дедом, и сыном, ставшим отцом. Хотя ученик отныне совершенно независим, он высоко ценит мудрость и терпеливые советы учителя. Богатство их взаимоотношений строится на общем опыте. Но теперь ученик учится и прогрессирует в большей степени через собственные наблюдения, нежели через наставления, и может дать выход творчеству. Техника ученика носит отпечаток его личности и характера. Собственно, все формы забываются. Теперь ученик исповедует «бесформенную» технику. Иероглиф «Ри» имеет не только возвратное значение «освобождаться», но и прямое — «освобождать». Точно так же, как ученик стремится отделиться от учителя, для учителя наступает время его «освободить». Птенец вырос в сильную птицу и улетел из гнезда.
Су-Ха-Ри — понятие не линейное. Оно подразумевает, скорее, концентрические круги, когда «Су» расположено внутри «Ха», а они оба — внутри «Ри». Таким образом, основы остаются незыблемыми. Меняются только их применение и совершенство исполнения, что зависит от своеобразия личности и самобытности техники ученика. Ученик и учитель тоже остаются постоянно связанными тесными узами взаимоотношений, знаний, опыта, культуры и общих традиций.
В результате Су-Ха-Ри ученик должен превзойти своего учителя, как в знании, так и в умении. В этом заложен источник совершенствования всего искусства в целом. Если ученик не превосходит учителя, тогда искусство в лучшем случае застаивается. Если же ученик не поднимается даже до уровня учителя, искусство гибнет.
Но если ученик может ассимилировать все, что может передать ему мастер, а затем продвигаться к еще более высоким уровням практики, искусство будет постоянно улучшаться и процветать.