Заншин ( 残心)
«В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного.
И в схватке, и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен.
Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным.»
Миямото Мусаси «Книга пяти колец»
Заншин – (Концентрация, бдительность) это внимание и готовность продолжать борьбу для достижения окончательного успеха. Практика Заншин значит: не оставлять без бдительного контроля противника, даже если вы полагаете, что выиграли; сохранять безопасную дистанцию и готовность (Сисэй), позволяющую выполнять необходимые действия в нужный момент; оставаться бдительным и сосредоточенным.
Японцы называют Заншин «всевидящее сознание» (как Луна). Это состояние полного осознания, которое позволяет оценить ситуацию не только глазами, но и интуитивным.
«Среди самураев бытовала такая поговорка: «После сражения затяни потуже лямки своего шлема», которая означала, что, победив, воин не должен ослаблять бдительность. Или как говорят охотники Африки: «Мертвый лев встает и съедает тебя». Такого рода высказывания заставили многих новичков думать о Заншин как об искусственно поддерживаемом состоянии сознания. Ничто не может быть дальше от истины.
Если (и это очень большое «если») техника выполнена безупречно, то Заншин обязательно будет присутствовать. Заншин — такая же неотъемлемая часть совершенной техники, какой является эхо у громкого звука в горах. Чтобы обрести Заншин, вы должны пойти дальше заурядной победы, вы должны победить славно, поскольку Заншин — это больше, чем эхо совершенства, это само совершенство. Совершенство Заншин очевидно. Если вы наблюдаете за сценой, в которой человек одерживает большую победу, то вы обычно видите, как он прыгает от радости. Но если он победил благодаря своему мастерству, а не из-за обычной случайности, его реакция совершенно иная. Он осознает, что только что он сделал нечто внушающее благоговейный ужас, и на мгновение застывает, чтобы насладиться этим ощущением. В этот момент все в нем совершенно — каждая линия его тела представляет собой произведение искусства. Если вам доведется увидеть нечто подобное, то вы запомните это на всю оставшуюся жизнь. Японские кинематографисты обладают потрясающей способностью ловить такие моменты. В типичном вестерне сцена драки будет завершена вздохом изнеможения. В японских же фильмах поединок закончится кадром, снятым так, чтобы зритель испытал чувство максимального эстетического удовлетворения. Это момент славы, и все действие застывает, пока им наслаждаются. Хотя это и искусственный прием, он иллюстрирует правильные эмоции. Обычно говорят о Заншин как о ментальном состоянии, наступающем после выполнения безупречной техники, но можно достичь Заншин и до выполнения техники. Подобно коту, который заметил потенциальную добычу, вы застываете в состоянии совершенной неподвижности, ощущая каждую клетку своего тела. После достаточной практики вы поймете это ощущение и научитесь испытывать его в любое время. Прекрасным примером могут послужить актеры японского театра Но.
Состояние Заншин можно сохранять практически постоянно. Ветераны военных сражений и полицейские очень хорошо это знают. Однако в цивилизованном обществе это состояние не является обязательным. Оно может быть необходимым для выживания в зоне боевых действий, независимо от того, чем является эта зона: городскими кварталами или джунглями Азии, но оно не подходит для спокойной размеренной жизни современного человека. Находясь в присутствии человека в состоянии Заншин, обычный человек испытывает сильное беспокойство.
Заншин и способность достигать его имеет для воина двойное значение. Во-первых, поскольку восприятие воина предельно обострено, он становится чрезвычайно опасен и может среагировать с сокрушительной силой на малейшую провокацию. Во-вторых, Заншин может служить мерилом прогресса ученика, поскольку наступает только после совершенного выполнения техники. Без этого нельзя знать наверняка, достигнут ли предельный уровень физической тренировки.»
(Fredrick J. Lovret)
Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы достичь состояния искусства Заншин и применять его в повседневной жизни. Это является одной из самых важных ценностей в практике каратэ.
В конце каждой техники, комбинации или Ката вы должны быть бдительны и готовы продолжить, если это необходимо.
Но если бдителен только разум, а стойка, осанка и оборона не находятся в хорошей позиции, дающей возможность к мгновенным действиям, тогда ваш Заншин не может быть назван хорошим.
Итак, хороший Заншин включает в себя и разум, и тело — оба они должны быть готовы к действию. Поэтому и говорится, что “конец должен быть таким же, как и начало”. Мы должны обладать этой готовностью всегда, в том числе и во время исполнения ката и кумитэ. В случае исполнения ката, нужно иметь Заншин после каждого отрезка комбинации и особенно в конце ката. Вовремя кумитэ не стоит принимать состояние волнения и возбужденности за состояние бдительности Заншин. Нужно всегда оставаться спокойным и помнить о своем дыхании.