Кихон-но-Доса (Гери-Ваза)
ГЕРИ – удары ногами – это то, что отличает технику каратэ от многих других видов боевых искусств, например, бокса.
При выполнении Гери важную роль играет техника перемещении – Сури аши. Этот тип перемещения позволяет выполнить сложные уклоняющиеся движения, уходы (например, Кайшин).
Не следует пренебрегать тренировкой Гери, даже если обычно техника ног не очень активно используется в бою.
По сравнению с Дзуки, применение Гери в поединке сопряжено с большими трудностями. Из-за того, что в момент удара вес тела сосредоточен на одной ноге, приходится частично жертвовать балансом – а это является отрицательным фактором при проведении атаки.
Добиться совершенства можно лишь путем упорных тренировок.
При выполнении Гери гораздо более важно, чем при Дзуки, фокусировать удар на уязвимых точках тела противника. При тренировке обращайте внимание на следующие моменты: центр тяжести старайтесь опускать как можно ниже, добивайтесь особой гибкости бедер и большой проникающей силы удара. Для выработки хорошего баланса полезно в быстрой последовательности выполнять несколько ударов одной и той же ногой или поочередно то левой, то правой ногой. Необходимо твердо усвоить, что Гери, непрошедший ’’проверку на качество” на мешке или макиваре, никогда не будет эффективным.
СУРИКОМИ МАЕ-ГЕРИ
Движение выполняют из позиции Хидари/ Миги Ханми Гамае. Во время движения верхняя часть тела все время остается в этой позиции. Движение перемещения начинается с бедер. Скользящим движением задней ноги вперед, четко по прямой линии, перекрестите ноги, Сурикоми.
Пятка левой ноги слегка приподнята, правая стопа касается пола внешним ребром.
Во время перемещения корпуса вес тела переносится на правую ногу. Поднимите левую ногу и в тот момент, когда бедро окажется на горизонтальном уровне, нанесите удар на уровне Чудан/ Дзёдан. Движение голени при ударе подобно отпущенной пружине.
Сразу же после Кимэ верните голень назад, используя полное расслабление после концентрации силы и тот же эффект пружины. Бедро по- прежнему на горизонтальном уровне, голень вертикальна, носком вниз.
Спокойно опустите левую ногу и займите первоначальную позицию. Вес тела равномерно распределен между обеими ногами.
МАВАСИ-ГЕРИ
Если попытаться распределить все Гери по их эффективности, то на первой месте окажется Мае-гери – его наибольшая действенность в бою очевидна. Об этом следует помнить тем, кто предпочитает этому удару другие Гери – более зрелищные к сложные. В реальном бою, когда у противника могут отсутствовать все сдерживающие факторы, трудно найти применение таким усложненным техникам, как Маваси-гери, Ура Маваси-гери, Уширо-гери и т.д.
Тем не менее изучение таких техник ног необходимо для дальнейшего развития физических возможностей и технического совершенствования, что достижимо лишь в том случае, если Вы не ограничиваетесь какой-то одной техникой.
Поднимите колено, как для выполнения Мае-гери, и, когда бедро окажется на горизонтальном уровне, нанесите удар по круговой траектории, используя сильное вращательное движение бедер. Вращение бедер является определяющим в этом Гери. Движение при ударе равномерное, без рывков и задержек.
Во время базовой тренировки при отработке удара по цели можно использовать в качестве ударной поверхности Хейсоку (подъем ноги), так как основным движением этой техники является вращение бедер. Однако имейте в виду, что подъем ноги – весьма чувствительное место. Поэтому необходимо также использовать для удара Дзюсокутей (основание пальцев стопы).
Разверните бедра так, чтобы оказаться в профиль к противнику. Соответственно разворачиваются стопа, голень и бедро опорной ноги и принимается позиция Маханми но Некоаши-дачи.
Во всех видах боевых искусств при атаке очень важна начальная скорость движения. Сразу же после Кимэ и последующего расслабления сильным разворотом бедер в обратном направлении вернитесь в исходную позицию.
При отработке базовых движений этой техники ни корпус, ни руки в ударе не задействованы.
СОКУТО ФУМИКОМИ
В стойке Ханми Гамае высоко поднимите правое колено, голень вертикально, и нанесите удар Сокуто фумикоми перед собой, на уровне колена. При ударе используйте вес всего тела, но сохраняйте равновесие. Важно сразу же вернуться к исходной позиции, для чего немедленно после Кимэ подтяните назад колено одновременно с разворотом бедер в противоположном направлении.
В реальном бою против этой техники не существует никакой защиты или блоков. Это очень эффективный, но очень опасный удар. Из-за риска вызвать серьезные травмы эта техника запрещена в соревнованиях или свободном спарринге.
Единственной защитной техникой против атаки Сокуто но кекоми может быть отдергивание атакуемой ноги.
СОКУТО НО КЕКОМИ
Обычно этот Гери используют для атаки на уровне Чудан, но можно также применять его на уровне Дзёдан, при этом корпус слегка отклоняется в сторону.
Этот Гери не очень удобен для свободного спарринга и для соревнований, так как требует точности в выборе правильного момента для нанесения удара.
Движения ударной ноги приблизительно те же, что и при Сокуто фумикоми. Однако из-за более высокого уровня атаки колено поднимается выше и, соответственно, требуется большая эластичность мышц и связок бедер.
Амплитуда вращения бедер больше, чем в Сокуто фумикоми.
При выполнении удара местом концентрации силы является Сокуто (часть внешнего ребра стопы). Траектория удара прямолинейная. Опорная стопа должна свободно разворачиваться.
В отличие от Сокуто фумикоми, эта техника ставит атакующего в уязвимое положение: его ударная нога может быть легко схвачена противником. Поэтому после Кимэ следует как можно скорее вернуть ногу в исходное положение, используя расслабление, следующее немедленно после момента концентрации энергии. Ударная нога не должна сразу же после Кимэ падать на землю. Нужно вернуть Сокуто к колену опорной ноги по траектории удара. К исходной позиции возвращаются, спокойно опуская ногу на место. Этот Гери выполняется быстрым вращением бедер, и таким же вращением, в противоположном направлении нога возвращается назад.