Кихон-но-Доса (Дзуки-Ваза)

«Легче стать чемпионом мира в кумитэ, чем быть чемпионом мира в кихон … здесь нет никакой удачи, связанной с выступлением в кихон». – Мастер Хидехо Такаги 8 дан Вадо-кай.

Кихон (基本) – (ки – энергия, хон – основа) тренировка основ технических действий.

Кихон – это специальная форма тренировки для изучения и отработки техники без партнера. На стадии отработки техники полезно мысленно представлять действия противника. Посредством Кихон соно ба– техника изучается сначала на месте, затем с различными видами перемещений Кихон-но-Доса (基本の動作) – базовые перемещения, в различных стойках и комбинациях, по различным направлениям и траекториям движения.

 

Методом Кихон изучается техника всех уровней. Одни и те же движения повторяются десятки, а иногда и сотни раз. Цель занятий Кихон наработка связи «Разум-Тело».

ДЖУН-ДЗУКИ

Джун-дзуки – это удар кулаком, расположенным с той же стороны, что и ведущая нога. Обычно этот удар в Кихон-но-доса выполняется при перемещении вперед в позиции Джун-дзуки Зенкуцу-дачи.

Традиционно Джун-дзуки считается базовой техникой каратэ. Поэтому в чистом виде Джун-дзуки практически не используется для контратаки. Это техника, предполагающая перемещение только по прямой.

Джун-дзуки – это очень простая и одновременно очень сложная техника, которая, будучи освоенной в совершенстве, оказывается весьма эффективной.

Говорят, что Фунакоси Гичин, отец современного каратэ, как-то заметил, что только теперь, когда ему почти исполнилось 80 лет, он немного лучше стал понимать, что такое Джун-дзуки. Это было за два года до его смерти. Можно сказать, что он всю свою жизнь посвятил совершенствованию Джун-дзуки. Не будет преувеличением сказать, что каратэ начинается и заканчивается Джун-дзуки. Над этим стоит задуматься.

Во время тренировки надо представлять, что узел пояса всегда направлен прямо вперед.  Грудь и бедра развернуты перпендикулярно к линии движения. Корпус держите вертикально. Избегайте наклона вперед или отклонения назад. Еще более серьезная ошибка – поднимать плечо со стороны Хикитэ или разворачивать корпус боком. Это признак неравномерного распределения силы в разных группах мышц. Удар кулаком наносится вперед, по прямой траектории. Цель – солнечное сплетение воображаемого противника. Удар наносится в горизонтальной плос­кости.

Хикитэ подтягивается к поясу. При выполнении Джун-дзуки и Хикитэ оба предплечья как можно дольше должны сохранять контакт с боковой поверхностью тела, что называется Ваки о шимеру (дословный перевод – ’’закрыть подмышки”).

При перемещении важно сохранять центр тяжести на одном уровне – не приподниматься и не опускаться. Движения должны быть легкими и бесшумными, туловище следует держать прямо. При перемещении ног подошвы скользят над поверхностью пола. В конце перемещения вес переносится на основание пальцев стопы, и нога плотно ставится на пол.

Все движения контролируются бедрами. Бедра управляют началом движения, перемещением тела и окончанием движения. Остановка кулака происходит не за счет плеча, а за счет бедер. Не следует также напрягать колено передней ноги для того, чтобы остановить движение тела. В момент остановки мышцы груди, плеч и колени не напряжены, а напряжение предплечья и кулака придает удару большую проникающую силу. Важно максимально использовать энергию, создаваемую перемещением тела вперед.

ГЬЯКУ-ДЗУКИ

Это удар, выполняемый кулаком, противоположным ведущей ноге. Этот удар отрабатывается в позиции Гьяку-дзуки Зенкуцу-дачи.

Удар выполняется на том же уровне, что и Джун-дзуки. Длина стойки немного меньше, чем при Джун-дзуки, но ширина больше. Это создает возможность для более сильного вращения бедер в сторону Хикитэ.

Положение ног таково, что линия, соединяющая пятки, составляет угол 45° с центральной линией движения. Ширина стойки приблизительно соответствует ширине плеч. В зависимости от особенностей телосложения здесь могут быть варианты.

Корпус развернут так, чтобы узел пояса смотрел прямо вперед. Оба колена направлены прямо вперед. Задняя нога слегка согнута, стопа развернута наружу под углом 20-30° к линии движения.

Все остальные элементы позиции более-менее соответствуют Джун-дзуки – перпендикулярная полу голень, разворот груди, положение ведущей руки, Хикитэ.

Следует избегать слишком сильного напряжения бедра со стороны Хикитэ. Сила распределена равномерно по всему телу. Так как расстояние между ногами значительно, существует тенденция полностью перенести вес тела на ведущую ногу до начала движения вперед. Это распространенная ошибка. Старайтесь не подниматься и не опускаться при перемещении. Центр тяжести должен оставаться на одном уровне. Для сохранения правильной стойки не следует напрягать колени и бедра. Колено задней ноги при движении описывает дугу по направлению к ведущей ноге.

Толчок задней ноги, посылающий бедро вперед, заставляет пятку передней ноги переместиться внутрь, при этом центр тяжести тела находится на одном и том же уровне. Затем задняя нога перемещается по дуге вперед. Носок слегка касается пола и останавливается. В момент опускания пятки выполняется Гьяку-дзуки противоположной рукой.

Очень важно наносить удар сильным разворотом бедер. В целом последовательность движений приблизительно такая же, как и при Джун-дзуки, за исключением длины перемещения и объема вращения бедер.

Важно, чтобы движения при выполнении Гьяку-дзуки, начиная с разворота ведущей ноги и кончая Кимэ с последующим расслаблением, были естественными и непрерывными.

В момент удара колено и пятка задней ноги вращением бедер разворачиваются внутрь, в позицию Гьяку-дзуки. После остановки задняя нога не должна подтаскиваться за передней или задерживаться искусственно, напряжением мышц. Движение бедер является доминирующим, и если оно правильное, то и все остальные движения ног будут естественными.

ДЖУН-ДЗУКИ НО ЦУККОМИ

Эту технику можно рассматривать как один из вариантов применения удара Джун-дзуки.

В соответствии со значением японского глагола “цуккому” – ’’бросаться, нырять” – при выполнении этой техники следует решительно, с полной отдачей как бы ’’бросаться” в атаку. В этот момент очень важна роль баланса, так как качество удара обеспечивается стабильностью позиции: в случае неудачно проведенной атаки можно будет нанести повторный удар. При потере равновесия это, совершенно невыполнимо.

Секрет техники Вадо-рю, позволяющей быстро и свободно переходить из низкой, устойчивой позиции с сильно согнутыми коленями в любую другую стойку, заключается в особой гибкости движений бедер и всего тела.

Для выполнения удара ведущей, передней, рукой требуется меньше времени, но часто такой удар недостаточно мощный, так как траектория движения кулака слишком короткая. В технике Джун-дзуки но цуккоми этот недостаток компенсируется наклоном корпуса вперед и разворотом бедер на 90°. При этом грудь разворачивается в профиль к противнику. Движение корпуса вперед увеличивает проникающую силу удара.

Для практического применения необходимо изучить модификации Джун-дзуки но цуккоми, Тобикоми дзуки и Нагаси дзуки.

При выполнении Джун-дзуки но цуккоми, ноги расположены на одной прямой: носок ведущей ноги направлен прямо вперед, пятка задней ноги, развернутой под прямым углом к оси движения, – на линии стопы передней ноги.

Следует обращать внимание, чтобы стопа задней ноги не пересекала центральную ось, образуя со стопой ведущей ноги Т-образную стойку. Колено ведущей ноги сильно согнуто, находится прямо над носком и закрывает его при взгляде сверху.

В этой позиции длина стойки немного меньше, чем в Джун-дзуки но так как колено согнуто сильнее, бедра остаются на том же уровне, что в стойке Джун-дзуки. Корпус развернут так, чтобы вся верхняя часть тела и особенно бедра были в профиль к противнику. Узел пояса направлен под прямым углом к линии движения. Задняя рука с силой подтянута к грудной клетке так, чтобы предплечье было расположено под прямым углом к корпусу. Другим кулаком выполняется удар на уровне Дзёдан. При этом смотрите вверх, между суставами указательного и среднего пальцев. Задняя нога (колено и стопа) направлена в сторону, под углом 90° к центральной оси движения. Колено полностью выпрямлено, но не напряжено. Для выполнения этой техники нужно суммировать результаты трех видов прилагаемых сил: перемещения вперед, вращательного движения бедер (разворот на 90°), наклона корпуса вперед.

ГЬЯКУ-ДЗУКИ НО ЦУККОМИ

Техника Гьяку-дзуки но цуккоми способствует в первую очередь развитию проникающей силы удара.

Из стойки Найханчи-дачи выдвигается вперед нога, противоположная руке, наносящей удар. Длина стойки (расстояние, на которое ведущая нога выдвигается вперед) не имеет большого значения. Ширина стойки (расстояние между наружными ребрами стоп) чуть больше, чем в Найханчи-дачи. Для людей с нормальным телосложение это расстояние составляет две ширины плеч.

Переднее колено сильно согнуто, так что расположено прямо над носком стопы. Голень должна быть четко вертикальна. Стопа развернута носком немного внутрь, что препятствует разгибанию колена и прикрывает внутреннюю часть бедра. Заднее колено направлено внутрь, как следствие сильного вращения бедер. Стопа задней ноги, следуя за движением бедра и колена, также разворачивает­ся внутрь. Колено может быть немного согнутым, но всегда должно оставаться не напряженным. Бедра развернуты таким образом, что бедро на стороне Дзуки направлен: прямо по линии удара.