Кихон-но-Доса (Уке-Ваза)

ДЗЁДАН-УКЕ

Эта защитная техника, выполняемая поднимаемым вертикально в верх предплечьем, используется для отвода вверх удара Дзёдан-дзуки.

При выполнении Джун-дзуки эта техника применяется при повороте на 180°.

Обычно эта техника отрабатывается в той же позиции, что и Джун-дзуки (т.е. в Зенкуцу-дачи). Сначала поднесите предплечье на стороне ведущей, передней ноги к середине груди, кулак на уровне подбородка и в непосредственной близости от него, стороной мизинца к груди. Поднимайте предплечье вертикально вверх, как бы нанося удар в воздух. Когда кулак окажется на уровне глаз, разверните его ладонью наружу. Во время разворота кулака (и предплечья) не прекращайте подъема руки. В последний момент этого движения – Кимэ– локоть остается слега согнутым. Тыльная сторона кулака рядом со лбом.

Для блокирования, особенно вначале, используется часть предплечья близкая к запястью. По мере совершенствования поверхность перемещается к локтю.

Используйте силу инерции и энергии перемещения тела вперед или назад для концентрации силы в момент Кимэ.

ГЕДАН-БАРАЙ

Эта защитная техника служит для блокирования удара на уровне Гедан (например, Мае-гери) отводящим или парирующим движением предплечья сверху вниз и изнутри наружу.

Эта техника также применяется во время базовой тренировки Гьяку-дзуки и ката. При изменении направления (повороты на 45, 90, 180, 270 градусов …). При этом очень важно правильно определить место для постановки ноги перед поворотом так, чтобы после выполнения разворота оказаться в позиции Зенкуцу-дачи. Этому поможет напряжение мышц бедер и ног. Также необходимо учиться координировать отводящее движение рук и движение бедер.

Вращение бедер инициирует отводящее движение и все элементы этой защитной техники. В начале изучения техники для блокирования можно использовать часть предплечья, близкую к запястью. Для блокирования на уровне Чудан можно использовать локоть и плечевую часть руки.

Положение и направление движения верхней части тела остается неизменными. Ногу на стороне блокирующей руки поставьте на то место, где после разворота вы сможете оказаться в позиции Зенкуцу-дачи.

Одновременно переместите кулак блокирующей руки к середине груди (предплечье вертикально) и разверните его внутрь. Тетцуй – слегка касается груди.

Очень важно при выполнении блока не использовать только силу рук. Если движение руки большое, размашистое, его трудно синхронизировать с вращательным движением бедер. Быстрое и сильное вращение бедер инициирует мощное движение руки. Поэтому необходимо уменьшить траекторию движения блокирующей руки и предоставить бедрам наиважнейшую роль в выполнении этой техники.

Перенесите вес тела на поставленную как было описано выше ногу в развернитесь в позицию Джун-дзуки Зенкуцу-дачи. Максимально используйте силу вращения бедер для усиления сметающего движения руки и выполнения в последний момент Кимэ. В конечном положении кулак находится прямо над передней ногой, предплечье и бедро параллельны, рука отведена от тела под углом 45°.

Для определенной стабильности и сопротивления бедер полностью разверните кулак в конце движения.

ДЗЁДАН ХАРАЙ-УКЕ (СОТО-УКЕ)

В этой защитной технике атака противника блокируется отводящим движением предплечья изнутри наружу. Локоть остается согнутым и служит как бы осью вращения предплечья. Кулак тыльной стороной повернут к противнику.

Кулак описывает небольшую дугу на уровне лица, контактирует с рукой противника и отводит ее в сторону легким рывком запястья. Локоть также перемещается, описывая вместе со всей рукой окружность. Вращательное движение кулака отсутствует.

ДЗЁДАН ХАРАЙ-УКЕ (УЧИ-УКЕ)

В Вадо-рю – это парирующая техника: Вы не ударяете по руке противника, а сопровождаете ее движение, практически не меняя ее направления.

Во время отработки кихон этот блок выполняется с разворотом запястья внутрь, как бы пытаясь придать руке противника большее ускорение и одновременно избавиться от контакта с ней.

В более сложном Якусоку кумитэ или в свободном спарринге запястье блокирующей руки не разворачивают, а просто перемещают предплечье между атакующей рукой и своим телом. Защитная техника здесь только помогает технике ухода от атаки.

ШУТО-УКЕ

Эта техника, сметающая атаку противника в сторону, горизонтальным движением изнутри наружу. Это единственная защита в кихон, выполняемая открытой рукой.

Техника выполняется из позиции Маханми но Некоаши-дачи.

Блокирующая рука подносится к противоположному уху, ладонью к лицу. Предплечье вертикально, плечо горизонтально. Из этого положения делается отводящее движение открытой рукой в горизонтальной плоскости наружу с одновременным поворотом запястья. В момент кимэ рука, корпус и плечи находятся в одной плоскости. Плечо горизонтально, ладонь развернута к противнику.

Для контакта с атакующей рукой противника используется не только ребро ладони – Шуто, но и вся часть руки на стороне Шуто. Во время тренировки базовой формы вся сила должна быть сконцентрирована в части предплечья, расположенной ближе к локтю.

Ребро ладони другой руки слегка касается груди на уровне диафрагмы (предплечье почти горизонтально). При выполнении Шуто-уке в Вадо-рю эта рука не задействована – нельзя оттягивать ее назад для усиления кимэ блокирующей руки. Здесь главное – движение бедер, стабильность позиции и скорость.