Ката: Алгебра Каратэ

Часть 1: “Ката – это пустая трата времени”

Проводя обучение и тренируя в различных додзё, а также читая статьи в газетах, я часто сталкиваюсь с мнением, что практика ката является напрасной тратой времени, не имеющей смысла и в лучшем случае служит лишь способом сдать экзамен на очередной кю или дан. Критики, как правило, набрасываются на бункай- ката, обвиняя его в непригодности и бесполезности. Однако я слышал также противоположное мнение, что ката – это сущность каратэ и в бункай заложен свой сокровенный смысл. И я поймал себя на мысли, что хотел бы вступить в эту давнюю дискуссию и высказать собственное мнение по этому вопросу.

Лично я думаю, что ката имеет одно исключительно важное значение, а именно научить практикующего владеть своим телом. Помимо этого, бункай имеет и другие преимущества, которые мы обязательно обсудим позже. А сейчас давайте сосредоточим свое внимание на ката, как на последовательности определенных движений.

Люди, которые жалуются на нецелесообразность ката и утверждают, что лучший способ стать сильным бойцом заключается в практике поединка (кумитэ), всегда напоминают мне о тех школьниках, которые кричат с задней парты ” Сэр, почему мы должны изучать алгебру? Я никогда не буду ей пользоваться после окончания школы! ” (Я раньше был учителем).

Часть 2: Более приспособленный к жизни

Дело в том, что такие ученики не понимают главного, что в силу своих особенностей, алгебра развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Поэтому, когда ребенок оканчивает школу и вступает во взрослую жизнь, ему намного проще справляться с повседневными заботами, требующими логического мышления, как например, заполнение налоговых деклараций, составление семейного бюджета или выплата алиментов, чем тому, у кого такое мышление плохо развито. Суть в том, что чем лучше ты приспособлен к жизни, тем больше у тебя шансов добиться успеха.

Часть 3: Логика мышления

Какое же отношение это имеет к каратэ? Так же как алгебра развивает левое полушарие головного мозга, так и ката способствует развитию логического мышления нашего тела: развитию чувства пространства, рефлексов, быстрому и ловкому перемещению. Изучая ката, от «хейан-шодан» до «унсу», мы шаг за шагом учимся максимально эффективно владеть своим телом.

Многие обвиняют ката в непригодности, особенно ката серии хейан с их блокирующими движениями навстречу атакующему без мгновенной контратаки. Алгебра тоже во многом неприменима, но она является для ученика той основой, которая позволит ему развивать и совершенствовать другие навыки. Также и в ката, начиная с простой и доступной техники, ученик со временем прогрессирует, совершенствует технику и познает свое тело.

Часть 4: Начальная база

Критики снова и снова заявляют о том, что практика ката никогда не будет столь же эффективна, как практика спарринга (кумитэ), но еще раз хочу подчеркнуть, что они упускают из виду очень важный момент. Вернемся к школьному образованию, некоторые люди считают, что нет ничего плохого в жестком методе обучения и что школа «резкой критики и жестких ударов» психологически закаляет ребенка и подготавливает его ко взрослой жизни. Но как же мы можем ожидать, что все дети могут справиться с этим? Некоторые из них справятся, но большинство не смогут. То же самое можно сказать и о каратэке. Чтобы увеличить его шансы на успех мы должны заложить в него хороший фундамент, на основе которого он будет развиваться и совершенствоваться. Таким фундаментом и является ката. Посредством выполнения ката каратека развивает свои телесные функции, изучает ритм, координацию, кимэ, в сочетании с базовым кумитэ, и позже, когда он приобретёт четкое понимание того, что делает, он сможет применить полученные знания и навыки в свободном поединке – дзю кумитэ.

Если рассматривать ката с этой точки зрения, то аргумент «каково же применение первого гедан-бараи в хейан-шодан» становится неуместным, т.к. основной целью является научить практикующего необходимым навыкам владения телом, таким как распределение массы тела, поворот на пятке, выталкивание тела вперед с помощью задней ноги, повороты бедер в положении «ханми» и, в конце концов, как применять наш славный «гедан-бараи»!

Поэтому, я не говорю, что бункай ката не имеет смысла, это далеко не так. Но прежде чем идти дальше, я считаю важным отметить, что сейчас уже невозможно определить какой скрытый смысл был изначально заложен в каждое движение ката. С тех пор как сенсей Фунакоси впервые познакомил японскую публику с каратэ, этот вид боевого искусства претерпел значительные изменения. Хотя многие движения и остались прежними, но большинство из них изменилось до неузнаваемости. Я хочу рассказать вам одну историю, которая наглядно это продемонстрирует (и не спешите называть меня еретиком, ее поведал мне сам сенсей Асаи).

Часть 5: “Это круто”

Давным-давно ката нидзюсихо выполнялось с двумя «фумикоми гери» (в киба-дачи, цуками-уке, фумикоми, гьку-дзуки в сторону). Однако, около 40 лет тому назад «фумикоми гери» заменили на «йоко-гери кекоми». Кто это сделал? И зачем?.. Приблизительно в тоже время снсей Асаи и сенсей Окадзаки проходили обучение на инструкторских курсах. И во время одной из тренировок они подумали, а почему бы не внести в это ката «кекоми», поскольку они были молоды, гибки, могли с легкостью сделать это и, я цитирую: «это круто выглядело». Пару лет спустя, сэнсей Асаи впервые выполнил на соревнованиях новую собственную версию ката. Все были настолько впечатлены, что никто и не думал протестовать, а наоборот, сенсей Асаи выиграл соревнования и внесенные изменения были приняты официально.

Итак, о чем же говорит нам эта история? Во-первых, она показывает, каким образом в ката могли вноситься радикальные изменения. Соответственно, первоначальный бункай уже был утерян. И мы не имеем ни малейшего представления, как много подобных примеров можно найти в истории каратэ. Во-вторых, изменения вносились по причинам не совсем соответствующим представлению о том, что «былые мастера каратэ из поколения в поколение передавали свое наследие через практику ката». На самом деле, в Японии ката всегда рассматривали как ключ к познанию своего тела и его совершенствования. До того момента как сенсей Асаи внес «кекоми» в нидзюсихо, подобный удар не практиковался ни в одном из ката Сётокан. Но как только сенсей Асаи его продемонстрировал, «кекоми» стал общепризнанным техническим приемом. И я уверен, что если бы единственным преимуществом «кекоми» было то, что «это круто выглядит», этот удар не имел бы такого признания. Поэтому, если ученик спрашивает «какое значение имеет «кекоми» в нидзюсихо» следует ответить, что «кекоми служит укреплению бедер для более стремительного и мощного йоко-гери кекоми».

Часть 6: Смысл поэзии

Как я уже упоминал ранее, я убежден, что бункай ката играет в каратэ важную роль. Это можно сравнить с поэзией! Когда вы читаете поэму, то смысл прочитанного может быть просто понятен, но порой он бывает завуалирован, и его невозможно сразу распознать. Конечно, можно обвинить автора в том, что смысл его строк сложен для понимания, но на самом деле винить нужно только себя. Можно поступить в университет, заниматься с лучшими преподавателями, которые дадут вам определенные знания и помогут развить проницательность и интуицию, но в итоге человеку самому решать, что конкретная поэма значит именно для него.

Тоже самое можно сказать и о ката. В ходе истории многие ката были модифицированы, некоторые воссозданы или придуманы заново, и нет смысла кого-то в этом винить. Мы можем лишь учить и отрабатывать ката, и через практику пытаться найти в них свой собственный сокровенный смысл.

Давайте в качестве примера рассмотрим первое движение первого ката. Гедан-барай в левую сторону в хейан-шодан обычно трактуется как защита во время атаки мае-гери. Такая трактовка вполне подходящая, хотя вызывает некоторые сомнения относительно дистанции (почему шаг делается навстречу атакующему, а не назад, например). Впрочем, существует и другая интерпретация (с которой я ознакомился на инструкторских курсах JKS в Японии, а также в Великобритании). Например, из позиции шизинтай, нужно опустить центр тяжести, развернуть бедра по направлению к противнику и приготовиться к выполнению гедан-бараи, приняв подготовительную позицию.

Но попробуем представить, что противник атакует дзёдан гьяку-дзуки правой рукой. Как только противник начинает атаку, нужно опустить центр тяжести и выполняем блок нагаши-укэ левой рукой. Мы также можем использовать скручивание бедер для увеличения мощности атаки чудан гьяку дзуки (все приёмы из исходного положения). Из этой позиции можно сделать шаг вперед и выполнить гедан-бараи, но не как блок, а как атаку в пах (гедан бараи учи).

Из этого примера видно, что, используя даже элементарную технику, с бункай ката можно экспериментировать и адаптировать к современным условиям, тем самым развивая и совершенствуя каратэ.

И в заключение мне бы хотелось сказать, что, каратэ (и ката в частности) – искусство многогранное. Если говорить об алгебре, то в школе мы изучаем лишь самые азы этой науки. Но стоит поговорить с профессором математики, он расскажет обо всем многообразии и красоте этой науки, являющейся для него самой поэзией. Каратэ – это та же наука. Ката и бункай по сути своей неразделимы, и очень важно не сводить практику к чисто формальному исполнению движений. Мы практикуем гедан-бараи для того, чтобы его исполнение довести до совершенства. И только когда мы овладеваем всей глубиной знаний и практического опыта в его исполнении, мы поднимаемся на более высокую ступень мастерства, и можем познать ту поэзию, которая звучит в сердце каждого ката.

 (Scott Langleydan)