Маай – дистанция (間合い)

“Самая большая разница между новичком и мастером заключается в том, что мастер овладел искусством обращать маай, «боевую дистанцию», в свое преимущество. Новичок относится к дистанции между собой и противником как к чему-то, что просто существует. Мастер видит в дистанции инструмент (возможно самый ценный) из своего арсенала и постоянно пользуется им.

Правильное использование маай становится очевидным, когда вы наблюдаете за тем, как младший ученик и старший занимаются вместе. Когда атакует старший, младший отпрыгивает прочь, уклоняясь от удара на фут или больше. Но когда атакует младший, старший мягко смещает свое тело в сторону, ук­лоняясь от атаки лишь на доли дюйма. Это оставляет ему прекрасную возмож­ность для стремительной контратаки, которая в свою очередь заставляет младшего ученика отпрыгивать еще лихорадочнее. В результате может показаться, что старший ученик дремлет, в то время как младший вымотал себя практи­чески до смерти, так ничего и не достигнув.

Чувство дистанции не является врожденным, оно приобретается методом проб и ошибок. В детском возрасте вы экспериментальным путем определяете длину своих рук, а в зрелом возрасте уже автоматически знаете. В Будо использует в качестве оружия не только руки. Например, техники ударов ногами, которые отрабатывает ученик начальном этапе тренировок он часто атакует, не дотягиваясь до цели, из-за того, что не знает какой длины его ноги.  Как и любой обычный человек он знает лишь, что его ноги достают от тела до земли — ему не нужны более точные измерения, поскольку единственное, для чего он использовал до сих пор ноги, — ходьба. Для начинающего изучать каратэ это должно измениться: ему необходимо научиться использовать ноги с такой же точностью и ловкостью, с какой обычный человек использует свои руки. Он должен точно знать, как далеко могут достать его ноги в любом направлении. Стандартное упражнение для развития такой способности выключать и включать свет в доме пальцами ног. Это упражнение развивает силу, гибкость и точность ног. Ученик не бьет по выключателю; он поднимает стопу, касается выключателя пальцем ноги, а затем медленно опускает стопу на пол. Через несколько месяцев таких упражнений ученик разовьет маай (точное ощущение) для удара ногой. Ученик, изучающий искусство меча поступает точно так же: постоянно носит с собой оружие и использует продолжение руки для выполнения различных задач.

То же самое и во всех остальных видах боевых искусств. Занимающийся должен длительными и напряженными тренировками развить в себе и инстинктивное осознание пределов использования всех видов своего оружия. То же самое он должен сделать также и для всех видов оружия, с которыми ему вероятнее всего придется сталкиваться. Развивая свое чувство маай, вы учитесь оценивать дистанцию до доли сантиметра.

Правильная ударная дистанция для любой техники называется утима, «ударная дистанция». Это дистанция, на которой вы обычно сражаетесь. Для нанесения удара при этой дистанции требуется сделать один шаг вперед. Этот шаг позволяет вам нанести атаку с максимальной силой, т. е. вложить в удар весь вес вашего тела. Действие сокращения расстояния называется утикоми, «ударный шаг». Если вы слишком далеко, чтобы атаковать одним шагом, то это тома, «большой интервал». Если вы настолько близко стоите к партнеру, что можете атаковать, не делая шаг вперед, то это тиками, «близкое расстоя­ние». Атаковать в тикама можно быстрее, но поскольку вы не можете вложить весь вес в удар, то это более слабая позиция.

В военном деле каждый вид оружия имеет границы своего применения. И в то время, как максимальную дальность применения меча, пистолета или ракеты можно легко определить, для определения границ досягаемости армии или идеи требуется более глубокое изучение. Независимо от того, какой вид оружия вы используете или какой вид оружия используется против вас, вы должны внимательно его изучить и оценить границы его максимально эффек­тивного применения.

Очень часто не уделяется должного внимания тому факту, что, помимо максимальной границы применения, многие виды оружия имеют также и минимальную. В таком случае безопаснее (и гораздо эффективнее) действо­вать, находясь в так называемой мертвой зоне (ближе минимальной границы применения), чем оставаться за пределами досягаемости. Отличный тому при­мер — противовоздушные ракеты. Чтобы избежать их, самолеты часто атаку­ют на высоте верхушек деревьев. На такой короткой дистанции у ракеты нет ни времени для запуска, ни пространства для маневра.”

(Fredrick J. Lovret)