Медитация

«Неподвижность внутри неподвижности — это не истинная непод­вижность. Истинная неподвижность — это неподвижность внутри движе­ния»

Лао Цзы

Медитация-это еще одна концепция психической подготовки. Дзадзэн (Дзадзэн – «сидячая медитация» в дзэн-буддизме) обычно проводятся в начале и в конце каждой тренировки в течение одной минуты, чтобы успокоить ум и расслабить тело.

Дзадзэн выполняется по команде «Мокусо» (“Мокусо” в переводе с японского языка означает – “сосредоточение”), сидя на коленях в позиции «сейдза», положив ладони на бедра. Тело следует держать прямо, глаза полуоткрыты, взгляд направлен в точку на полу примерно на 45 сантиметров перед коленями.

Вдохните медленно через нос, следя за дыхание, которое перемещающееся ко лбу, через макушку головы и вниз по позвоночнику к закручивающиеся по спирали, пока не соберется в не большую точку. Затем начинайте медленно выдыхать, концентрируясь на дыхании, когда оно начинается из одной точки в харе и постепенно раскручивается наружу, двигаясь вверх к пупку, через солнечное сплетение и горло и, наконец, выходит изо рта. Держите живот расслабленным при вдохе и осторожно сжимайте его при выдохе.

Для большинства новичков один полный цикл дыхания (вдох и выдох) должен занимать около 15 секунд. Более продвинутые каратэки должны выполнять один цикл примерно за 20 секунд. Временной диапазон условный и указан в качестве общих рекомендаций. Некоторым каратэкам может потребоваться больше или меньше времени для завершения цикла дыхания.

Со временем, через дзадзэн, каратэки научатся контролировать поток своих эмоций. Это позволит им привести себя в рабочее состояние до тренировки и расслабить ум и тело после тренировки. Дыхание дает нам важный эффект. Сосредоточившись на глубоком дыхании, мы можем легко успокоиться. Даже поза дает нам какой-то эффект. Поза «сейдза» является отличным способом, чтобы держать наше тело прямо. Кроме того, она проста, чтобы сразу встать из позиции «сейдза», что правильно даже с точки зрения единоборств. Вы должны быть готовы к любой атаке в любой момент.

Вот что писал по поводу медитации Фридрих Дж. Ловрет: «Вы должны воспринимать дзадзэн как гимнастику для мозга. Это довольно простое упражнение, но оно потребует от вас многих лет, чтобы довести его до совершенства.

Чтобы практиковать дзадзэн, вы просто сидите и ничего не делаете. Пос­кольку для большинства людей это просто невозможно, то новичкам обычно дают какие-то маленькие задания, чтобы занять их ум. Им говорят, например, считать вдохи и выдохи или фокусировать взгляд на каком-то объекте. Делая это, они развивают способность в течении длительного времени сидеть неподвижно.

Практикуя дзадзэн, выбирайте для концентрации нечто нематериальное. Что касается позы, то подойдет любая, при условии, что ваши спина, ноги и другие части тела будут находиться в правильном положении. В додзё вы обычно сидите в позе известной как сэйдза, «поза на коленях». Поскольку эта поза используется для многих других видов деятельности в додзё, то сэнсэй может одним ударом убить двух зайцев, сделав ее стандартной позой для дзадзэн. Сэйдза позволяет медитировать правильно, а боль, которую вы можете почувствовать вначале, лишь улучшает дисциплину. (Новички находят эту позу мучительной, но через несколько лет она становится довольно удобной.) Причина использования сэйдза в том, что при медитации необходимо, чтобы бедра были немного выше, чем колени. Это позволяет спине принять слегка вогнутое положение. Следует избегать того, что очень часто практикуется во многих школах — позволять ученикам сидеть в позе скрестив ноги перед собой. В таком положении практически невозможно из­бежать выгибания спины наружу, а, следовательно, невозможно достичь и пол­ного расслабления.

Как только вы разовьете в себе способность хотя бы несколько минут сидеть неподвижно, вы должны сразу же отбросить свои ментальные костыли. Не пытайтесь больше концентрироваться на чем-то конкретном. Просто сидите. Через некоторое время (это будет зависеть от ваших индивидуальных способ­ностей) беспорядочный поток мыслей постепенно уменьшится до маленькой струйки. Конечным результатом является сидение в состоянии безвременья и полной свободы от всяких мыслей. И хотя мы называем дзадзэн сидячей меди­тацией, на самом деле это сидячая не-медитация. Настоящий дзадзэн состоит в том, что вы просто сидите, ничего не делаете и ни о чем не думаете.

Когда вы научитесь удерживать состояние не-мышления в положении сидя, постепенно переходите к положению стоя: пройдитесь, а затем попробуйте выполнить какую-нибудь технику. Обычному человеку требуется несколько лет практики для того, чтобы выполнить это. И хотя вы должны чувствовать в себе внутренние изменения уже после нескольких минут практики, сделать это применимым к ситуациям повседневной жизни довольно сложно. Ваша конечная цель заключается в том, чтобы выработать у себя способ­ность участвовать в физических действиях, связанных с боевым искусством, сохраняя при этом мусин, состояние не-мышления.»

Медитация в последнее время применяется даже в спорте. Доказано, что, выполняя медитацию регулярно, поглощение кислорода растет, число дыхательных движений (циклов вдох-выдох) уменьшается, так же снижается пульс. Кроме того, группы, которые практиковали медитацию дважды в день, по 15 минут, могут работать быстрее после шести месяцев практики, чем группы, которые не занимались медитацией. Воины занимались медитацией для того, чтобы избавиться от чувства страха смерти, с которой они, возможно, могут встретиться в любой момент. Если у них присутствовал страх во время поединка, они не могли в полной мере проявить свои навыки в бою.

В современные дни, медитация дает нам много положительных результатов даже в повседневной жизни.