Экзамен

“Человек способен на поистине безграничную деградацию, он также способен на поистине безграничное совершенство и достижение. Успех зависит от целей и от усердия на пути к их достижению.”

(Выдающийся мастер каратэ Масутацу Ояма )

“Единственной причиной существования в каратэ экзаменов на кю или дан является то, что они дают возможность оценить степень своего технического про­гресса, равно как и свой ментальный уровень в искусстве. Поэтому здесь важно лишь одно – суметь полностью показать результаты своих ежедневных занятий, в смысле объединения ки, сердца (кокоро), тела и техники. Во время экзамена техники должны сочетаться со скоростью, точностью и силой. При этом физическая сила и выносливость должны демонстрироваться непре­рывно.

Спокойствие и смелость должны оживлять скрупулезно точное тех­ническое исполнение. Не должно быть ни страха, ни колебаний, ни вы­сокомерия, в каждом выполняемом движении должно чувствоваться полное единство тела и духа. С этой точки зрения, необходимо ориен­тировать свою повседневную практику на полное объединение тела и духа. Это позволит во время экзамена, нисколько не изменяя свои обыч­ные упражнения, быть расслабленным, сохранять широкие движения и при этом ни на что не отвлекаться. Необходимо оставаться свободным.

Во время объявления результатов экзамена, как я слышал, некоторые считают себя ущемленными. Такое поведение неуместно и немыслимо, так что, безусловно, необходимо уметь сохранять молчание на протяже­нии всего экзамена! Если вы в полной мере продемонстрировали результаты своих ежедневных занятий, то даже если вы провалитесь на экзамене, вы должны считать себя счастливым. Если же вы сдадите экзамен успешно, но при этом не будете удовлетворять требованиям, о которых в конечном счете судить только вам, то не следует по этому поводу испытывать никакой гордости. Если, провалившись на экзамене, вы упрекаете в этом экзаменаторов, то вы находитесь на самом низком уровне; не надейтесь когда-либо суметь понять, что такое каратэ, если вы упор­ствуете таким образом! Считать, что экзаменаторы пристрастны по отношению к вам, это значит доказать, что пристрастно ваше собственное сердце. Вам необходимо поблагодарить экзаменаторов за то, что они указали вам на негативные аспекты вашего поведения и вашей техники, а не считать, что экзаменаторы ничего не понимает в каратэ. Ну а если, предположим неве­роятное, экзаменаторы действительно ничего не понимает в каратэ… разве это должно хоть на йоту изменить вашу работу? И если вы, например, не понимаете намерений экзаменаторов сейчас, то когда-нибудь поймете, что благо­даря этой неудаче вам пришлось работать больше и ваша техника, и ваш дух смогли подняться на новую ступень. И, конечно же, вы сможете тогда сказать спасибо этим экзаменаторам, которые позволили вам развиваться дальше без гордыни и самодовольства.

Возьмем, к примеру, случай, когда экзаменаторы в полном составе является абсолютно предвзятыми, пристрастными и несправедливыми. Но ведь даже такие экзаменаторы не смогут ничего возразить против хорошо сданного экзамена: именно в таком состоянии духа вы должны находиться. И если, несмотря ни на что, вы потерпите неудачу,все равно не падайте духом. Используйте эту ситуацию для того, чтобы устранить свои недостатки. Держитесь с достоинством и не обижайтесь, и тогда, вполне вероятно, если в вашей неудаче виноваты экзаменаторы, то им станет стыдно. Если же вам будет присуждена степень, которую вы не заслуживаете, то считайте, что вы получили ее только потому, что вам хотели показать, что впредь все возможности развития для вас закрыты. И напротив, если вам было отказано в присуждении степени, это надо понимать, как требование проделать как можно более глубокую работу.

Каждый испытывает радость, когда успешно сдает экзамен. Но это вовсе не причина для того, чтобы выходить из додзё без поклона или чтобы от радости обниматься, принимая поздравления прямо на татами. Такое поведение не может поощряться. Сдать экзамен на степень и выиграть соревнование — это две вещи, совершенно различные по своей природе. Первое, что нужно сделать, это поблагодарить экзаменаторов, а затем своего сенсея и своих семпаев. Только после этого наступает момент, когда можно разделить свою радость с друзьями.

Конечно, успеху на экзамене мы в первую очередь обязаны напряженной работе и личной настойчивости, но также не следует забывать о помощи, которую мы получили от своего сенсея и от своих семпаев, а также о той моральной поддержке, которую нам оказывали наши товарищи по работе. Очень хорошо, если вы слышите замечания своего преподавателя и старших учеников, чтобы создать правильную основу для своей работы.”

Tamura Nobuyoshi «Etiquette and tradition»